Выберите услугу:
Поисковое продвижение
Продвижение в социальных сетях
Комплексное продвижение
Название компании *
Ваше ФИО *
Контактный телефон *
E-mail для связи *
Комментарий к заявке
Отправить заявку
ЗОЛОТОЙ СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ ПАРТНЕР 1С-БИТРИКС. Разработка и продвижение сайтов

Иллюстрации для сайта. Теория и практика. Часть 4. Авторское право

16 Января 2017

В заключительной статье этой серии разберем, как использовать фотографии без риска нарушить чьи-либо права, и почему «у всех» не значит «ничье».

Общие правила

У каждой фотографии есть автор. И это значит, что любое изображение, найденное в сети, хоть в персональном блоге, хоть в Яндекс.Картинках, защищено авторским правом (ст. 1265 ГК РФ). Помимо этого, существует и право на изображение, действие которого распространяется на лиц, присутствующих на фотографии (ст. 152.1 ГК РФ). Таким образом, даже собственные снимки не всегда можно использовать так, как хочется. Чужая фотография или иллюстрация может быть размещена только с согласия автора (желательно, письменного).

Но ситуации бывают разные, и не всегда есть возможность строго соблюдать закон. Конечно, сложности при поиске автора не снимают с владельца сайта ответственности за неправомерные действия. Поэтому стоит понимать, каким образом можно и найти подходящее изображение, и не вступить в конфликт с законом.

Авторское право

Сразу следует отметить, что в ряде случаев фотографию можно использовать без согласия автора (но с обязательным указанием источника):

  • размещение изображения в личных некоммерческих целях;
  • использование иллюстрации в информационных, культурных, учебных целях (цитирование);
  • создание пародии.

То есть, чтобы поделиться понравившимся снимком с читателями собственного блога, достаточно указать автора фотографии и сайт, где это изображение было найдено. С информационными публикациями ситуация примерно та же, если только материал действительно не имеет никакого отношения к рекламе. В противном случае, автор, при желании, может доказать факт коммерческого использования фотографии без его согласия.

Существует особая категория фотографий, которые могут использоваться без чьего бы то ни было разрешения – это снимки, получившие статус «общественное достояние». Для этого необходимо, чтобы с момента смерти автора прошло не менее 70 лет. Но стоит учесть, что наличие фотографии в свободном доступе не означает отсутствие правообладателей – ими могут быть наследники, родственники или организации.

Во всех остальных случаях необходимо согласие автора. Получить его можно двумя способами, приобретя фотографию с соответствующей лицензией или договорившись с автором напрямую. И везде есть свои нюансы.

  • Лицензии Creative Commons

Существует 6 видов лицензий, регулирующих использование размещенных в сети фотографий. Чтобы использовать изображение, защищенное любым из них, достаточно указать имя автора и сайт-источник. Лицензированные фотографии можно найти на фотостоках и с помощью Google (фильтр «Права на использование»).  

Но при выборе лицензии следует быть внимательными: одни из них разрешают коммерческое использование, другие – нет. Также регулируется возможность изменения и редактирования фотографий: например, безнаказанно добавить логотип компании на изображение нельзя, если по условиям лицензии редактировать снимок запрещено автором.

Есть и еще один немаловажный нюанс. Количество фотостоков велико, спрос на качественные изображения велик, и по возможности стоит проверять авторство выбранной фотографии. Просто для того, чтобы указать настоящего автора, а не того, кто решил выложить чужие фотографии под своим именем.

  • Договор с автором

Это, пожалуй, самый надежный способ использовать фотографии на законных основаниях. Многие авторы легко соглашаются поделиться результатом своего труда бесплатно или за небольшую сумму. Но все-таки рекомендуется заключать письменный договор, содержащий условия использования:

  • исключительные или неисключительные права компании;
  • возможность редактирования;
  • условия распространения;
  • сроки «владения» изображением и т.д.

Самое сложное – найти автора понравившегося изображения, если его имя не указано им самим или взявшим изображение пользователем. Решить проблему помогает поиск Google по картинке. Если выясняется, что фотография принадлежит СМИ, нужно изучить правила копирования контента в соответствующем разделе на сайте или связаться с редакцией.

Особое внимание следует уделить получению фотографий для рекламы: в этом случае указание авторства невозможно, а использование одних и тех же картинок разными компаниями нежелательно. Следовательно, понадобится разработка условий, выгодных обеим сторонам. А если на снимке изображены люди, нужно убедиться, что их права не нарушаются.

Право на изображение

Фотография не может быть выложена в сеть, если один из присутствующих на ней людей против публикации. Также объект фотосъемки может запрещать публичное использование фотографии. Исключения есть, но их немного:

  • фотографии публичных персон могут использоваться без разрешения для иллюстрации общественно значимых событий; при этом публикация рекламных или порочащих материалов с фотографиями таких людей будет незаконной;
  • фотографии с культурных и спортивных мероприятий могут использоваться без разрешения запечатленных людей, если они не являются основным объектом съемки; фотография должна быть общего плана, или зрители должны быть «фоном» события;
  • фотографии моделей, получивших плату за позирование, используются на усмотрение автора (правообладателя).

Конечно, фотограф, предоставляющий снимки для третьих лиц, скорее всего, знает все требования закона. Но для исключения неприятных ситуаций следует заручиться согласием сфотографированного человека или убедиться в наличии договора с моделью. При этом чем точнее будут оговорены условия использования фотографии, тем лучше.

Как видно, используя неизвестно чьи снимки, можно нарушить не только авторское право, но и право на изображение. Впрочем, существуют ситуации, когда сами пользователи, опубликовавшие фотографии, неосознанно разрешают посторонним больше, чем хотели бы.

Авторское право в социальных сетях

Особенность публикации фотографий в социальных сетях заключается в том, что использование контента здесь регулируется правилами самой соц.сети. И если пользователь не обратил внимание на пункт, согласно которому он сам соглашается на распространение контента другими пользователями, доказать нарушение авторских прав проблематично.

Но это не значит, что можно спокойно брать любые фотографии: коммерческое использование все-таки запрещено, а право на изображение действует точно так же.

Отдельно стоит упомянуть о пользовательском контенте, отправляемом на конкурсы. Следует помнить, что права на фотографии принадлежат авторам, и любое использование должно быть оговорено в правилах проведения конкурса. Подробнее о юридических тонкостях таких мероприятий мы рассказывали в статье: https://www.promoteh.ru/articles/competition-in-social-media-ideas-lows/

В заключение – о внимательности

Нарушение авторских прав может повлечь весьма неприятные последствия: не каждый автор просит только лишь убрать фотографии, и дело нередко доходит до судебных разбирательств. Поэтому следует тщательно изучать возможность использования каждого изображения, не экономить на лицензированных картинках, заключать договоры с помощью юристов и, по возможности, просто размещать собственные, уникальные фотографии. Разумеется, защищая их от несанкционированного копирования.


Иллюстрации для сайта. Теория и практика. Часть 4. Авторское право

 
ссылка на эту статью:

Загрузить презентацию о поисковом продвижении
Для просмотра требуется Adobe Acrobat
Загрузить презентацию о продвижении в социальных сетях
Для просмотра требуется Adobe Acrobat
Загрузить презентацию о комплексном продвижении
Для просмотра требуется Adobe Acrobat
Знакомьтесь, наш клиент

Группа компаний «СКМ-МЕБЕЛЬ»


Один из крупнейших поставщиков комплектующих материалов для производства мебели и строительно-плитной продукции в Урало-Сибирском регионе.