Выберите услугу:
Поисковое продвижение
Продвижение в социальных сетях
Комплексное продвижение
Название компании *
Ваше ФИО *
Контактный телефон *
E-mail для связи *
Комментарий к заявке
Отправить заявку
ЗОЛОТОЙ СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ ПАРТНЕР 1С-БИТРИКС. Разработка и продвижение сайтов

Реферальный спам: способы устранения

11 Июля 2016

Искажения статистики в Google Analytics и Яндекс.Метрике могут быть вызваны деятельностью мошенников, практикующих Ghost Spam и Crawler Refferer Spam. Как распознать непрошеных гостей и защитить сайт от посещений ботами, расскажем в статье.

Что это за спам?

В отчетах Google Analytics и Яндекс.Метрики довольно часто встречаются странные источники трафика, не имеющие отношения в тематике сайта, и события, отслеживание которых не было настроено. Для таких посещений характерны показатели отказов и данные параметра «Новые сеансы», имеющие значение 0% или 100%. Продолжительность сеанса может быть разной – в этом случае все зависит от настройки работы бота. Имя хоста не определяется или состоит из произвольного набора цифр и букв. Это и есть реферальный спам – посещения, совершенные роботами и искажающие статистику. Если в отчетах появляются источники, речь идет о Crawler Spam, а события – результат деятельности ботов, созданных для Ghost Spam.

Мошенники, использующие такой спам, могут преследовать разные цели, но главное для них – «уговорить» владельца или администратора, обнаружившего странную ссылку, перейти на сторонний сайт. В лучшем случае, такое любопытство будет вознаграждено рекламой или перенаправлением на какой-либо третий ресурс. Разумеется, со сбором cookie для последующего ретаргетинга. В худшем – компьютер пользователя заражается вирусом и подключается к ботнету для дальнейшего распространения спама. Причем, владелец компьютера не будет знать о том, что невольно ведет вредоносную деятельность. Для повышения эффективности спамеры используют ссылки, похожие на адреса солидных сайтов – многие заинтересуются, каким образом на их сайт попали посетители, к примеру, bbc.ua.com.

Представители поисковых систем знают об этой проблеме и утверждают, что постоянно совершенствуют способы фильтрации таких посещений. Тем не менее, атаки ботов продолжаются, а списки адресов сайтов спамеров продолжают расти. Причина в том, что мошенники нашли способ отправлять ложные данные непосредственно в сервисы аналитики, без захода на сайты, и постоянно менять домены и IP-адреса для них не составляет труда. Впрочем, по словам представителей Google и Яндекса, такие посещения и ссылки не учитываются при ранжировании сайта в поисковой выдаче. Но искажения статистики, особенно, в значительном объеме, ни одному сайту пользы не приносят.

Методы борьбы

Поскольку проблема такого спама не нова, уже найдено несколько способов избавления от ложной статистики. Прежде чем выбирать какой-либо из них, следует тщательно проанализировать обнаруженные показатели деятельности ботов. Если искажения статистики незначительны, или всплеск подозрительных посещений случился только один раз, возможно, беспокоиться не стоит. Но сайты, регулярно подвергающиеся подобным атакам, стоит защитить.

Алгоритмы Google Analytics и Яндекс.Метрики

В обоих сервисах работает собственный фильтр, исключающий посещения известных системе ботов. В GA для включения такого фильтра нужно выбрать пункт «Исключение обращений роботов и пауков» в разделе «Настройки представления». В Яндекс.Метрике предлагается указать желаемую степень защиты: на странице редактирования счетчика можно выбрать режим фильтрации роботов. Для отсечения реферального спама рекомендуется отдать предпочтение пункту «по строгим правилам и поведению».   

Списки уличенных в спаме сайтов постоянно обновляются, в том числе, с помощью пользователей, обнаруживших новые домены и сообщивших о них в техническую поддержку поисковиков. Но если такой защиты недостаточно, можно действовать и самостоятельно.

Фильтры, настраиваемые вручную

И в Метрике, и в Analytics можно исключить из статистических отчетов данные, поступающие с нежелательных ресурсов. Для этого нужно выбрать подходящий тип блокировки – по домену, имени хоста или IP – и создать собственный фильтр, исключающий попадание в отчеты посещений с указанными параметрами. В GA для этого понадобится создать новое представление, в Метрике нужные параметры указываются в «Редактировании счетчика». Недостаток такого метода в том, что новые домены и IP появляются часто, поэтому придется постоянно следить за изменениями в деятельности спамеров и обновлять списки исключений. Неугодные домены можно перечислить, разделив вертикальной чертой или создав регулярное выражение, исключающее учет всех доменов с указанной частью URL. Подробные инструкции можно найти в справочных разделах Google и Яндекс.

Другой способ  - поступить наоборот и не исключать чужие домены, а включить в представление GA только проверенные источники трафика. К примеру, указать сам сайт и канал компании на YouTube. Для этого при настройке фильтра нужно выбрать пункт «Включить» (в первом способе – «Исключить») и указать нужные URL или часть адреса. После этого в отчеты будут попадать посещения с выбранных источников. Недостаток очевиден – существует риск лишиться данных по непредусмотренным каналам трафика, поэтому такой метод подходит не всем сайтам.

Но нужно помнить, что такие фильтры исключают только попадание данных в статистические отчеты и не влияют на сам факт посещения сайта роботами. А показатели, собранные до включения фильтра, не изменятся. Но в этом случае в GA можно отметить прошлые всплески трафика как полученные в результате деятельности спамеров (комментарии к графику «Сеансы»), а для просмотра старых показателей использовать сегмент «Без реферального спама».

Файл .htaccess

Это корневой файл, регулирующий посещения сайта ботами. В нем можно указать, какие домены или IP-адреса нужно игнорировать, добавив специальный код. В результате боты спамеров просто не попадут на сайт. Но в случае Ghost Spam этот метод не поможет, поскольку ложные данные отправляются в Google Analytics без контакта с сайтом. И здесь так же, как и в исключающих фильтрах, придется добавлять новые домены и адреса.

Сторонние сервисы

На сегодняшний день уже существует несколько бесплатных и платных инструментов для автоматической фильтрации посещений. Они работают по тому же принципу, что спам-фильтры Google и Яндекса, но, как утверждают разработчики, обновляются чаще. Примеры – Analytics Toolkit, Spam Filter Installer, Referrer Spam Blocker.

В заключение

Для борьбы с реферальным спамом можно использовать несколько способов – все зависит от размера сайта и активности ботов. Главное, внимательно работать с фильтрами, чтобы не исключить посещения настоящих пользователей. Поэтому в сложных случаях рекомендуется обращаться к специалистам. И, конечно, следует регулярно проверять статистику, чтобы вовремя выявить спам и не получить большое количество искаженных данных за упущенный период.


Реферальный спам: способы устранения

 
ссылка на эту статью:

Загрузить презентацию о поисковом продвижении
Для просмотра требуется Adobe Acrobat
Загрузить презентацию о продвижении в социальных сетях
Для просмотра требуется Adobe Acrobat
Загрузить презентацию о комплексном продвижении
Для просмотра требуется Adobe Acrobat
Знакомьтесь, наш клиент

Группа компаний «СКМ-МЕБЕЛЬ»


Один из крупнейших поставщиков комплектующих материалов для производства мебели и строительно-плитной продукции в Урало-Сибирском регионе.